Everybody has a different way to view the world (c)IM
Внимание! Нижеследующий текст является ИМХО автора, и автор не хочет вступать с кем бы то ни было в полемику про "кровавую гэбню", "миллиард расстрелянных лично Сталиным" ( (с) Lurkmore ) и прочие темы для знатного холивара. Автор не собирается никому ничего этим доказывать, а просто пишет потому, что несколько часов назад впервые в жизни посмотрел трилогию "Неуловимых мстителей" и теперь даёт выход тому, что давно этот выход внутри него ищет.
Спасибо за понимание.


Сказка о стране с красными звёздами


Когда я был ещё совсем маленький, но уже научившийся читать и ходивший в первые классы школы номер 815, вокруг был разгар "лихих девяностых", но, по счастью, ни мою семью, ни тем более меня, он не задел. Я, конечно, не понимал, что происходит в стране, почему столько ажиотажа с выборами-95 (и к чему эти странные ролики по телевизору) и так далее. Не понимал и не стремился к этому. Мой мир ограничивался родителями, школьными друзьями и крохотным тихим районом Москвы, в котором я живу до сих пор.
Так вот, как и все хорошие дети, я очень любил книги сказок. Но в моём детстве были не только Баба Яга, Кощей Бессмертный, Тридевятое-царство-Тридесятое-государство, Иван-дурак, царевна-лягушка и прочие фольклорные мотивы. Была и очень "альтернативная" сказочная реальность, которую я нашёл на страницах книг, пылящихся в самом нижнем отделении шкафа.

Я помню тонкую желтоватую книжку с красивыми картинками, рассказывающую про Ленина. Я не помню оттуда ни фразы, но помню, что книга создавала явное впечатление, что Ильич - он как лампочка имени его, он пролил свет на стонущих под гнётом рабочих, возглавил поднявшуюся революцию, много-много работал на благо новой страны, а затем заболел и умер, и благодарный народ построил ему мавзолей в центре столицы Родины.
Я помню какой-то старый, найденный в деревне букварь, в котором все иллюстрации были выполнены чёрным и красным. И красным были всё больше рабочие, флаги, костры пионеров, галстуки, солнце и прочее.
Помню коробку с диафильмами, которые мне в детстве по-настоящему заменяли кино (родители меня туда не водили и сами не ходили, а здание кинотеатра в Матвеевском быстро закрылось). Я проматывал их, проецируя на белую простыню на стене, и помимо диафильм-версий "Ну, Погоди!" и народных сказок, была там и странная, необычная лента про крейсер Аврора, его историю, его "тот самый залп" и его нынешнюю "почётную пенсию" в Ленинграде.
А ещё я помню книжку рассказов Аркадия Гайдара. По школьной программе из неё требовалась только сказка про Мальчиша-Кибальчиша, тоже запавшая в душу, но ещё интереснее и необычнее были его другие рассказы, с не до конца осозноваемыми словами "реввоенсовет", "Козолуп", "белые, красные, зелёные", "тачанка" и прочим.
Была найденная в письменном столе брата красная звёздочка октябрёнка, которую ему когда-то выдали в школе.
Были книги о Великой Отечественной войне, были фильмы о колхозниках и тружениках... чего уж говорить про классические советские комедии, в которых хоть соцреализма и было мало, но всё-таки он проглядывал то тут, то там.

Я спрашивал у родителей (больше у мамы), когда у меня будет своя звезда октябрёнка, где находится могила Мальчиша-Кибальчиша (которой все салютуют) и почему никто не отмечает день 7 ноября, когда он наступает. Родители смотрели на меня как-то странно, улыбались и говорили:
- Сынок, это всё в прошлом и вряд ли уже вернётся.
Вначале я не мог понять: ну как это в прошлом, если книга издана жалких 10 лет назад, если мавзолей Ленина по-прежнему на красной площади, если на башнях Кремля по-прежнему красные звёзды, а в Ленинграде на приколе стоит крейсер Аврора. А затем в моей голове это всё превратилось в настоящую "альтернативную вселенную". Когда я читал о ней, я гордился: это ведь взаправду было, в отличие от Ивана-дурака и Кощея Бессмертного! Но всё прочитанное всегда окружалось ореолом сказочности, идеализированности, героизма.

Минуло без малого два десятилетия. Страна с красными звёздами ушла в ещё более далёкое прошлое. Вот он я - закончивший университет, устроившийся на подработку, играющий в группе на электрогитаре, почти получивший водительские права, в общем, уже взрослый, хотя всё-таки не находящий себя таковым, когда пытаешься глядеть на свои поступки со стороны.
Страна, в которой я вырос, научила меня всему, что надо знать. Гражданская война была кровавым хаосом, Великая Отечественная - победой, окупленной ценой, которую я даже не в силах представить. Между ними были голодомор, коллективизация, страшный 37-й год. Коммунизм - утопия, социалистическая система хозяйства не смогла существовать автономно, бюрократия разрослась как раковая опухоль, вожди после Хрущёва были старые и не годные ни на что, кроме как участвовать в "гонке на лафетах" (с) Lurkmore. Всему этому меня научили школа, телевидение, газеты, рассказы других.
Это и близко не походило на страну красных галстуков, пионерских костров, труда во благо мира и улыбающегося со стены на потрете дедушки Ленина. Да, я прекрасно знаю, что такое пропаганда, что такое управление народными массами, знаю, что людям всегда нужна какая-то идея, и если она не приходит извне, то они придумают её сами.

И да, я понимаю, что и один взгляд, и другой - оба они и правы, и неправы. Что пионеры с красными галстуками сбрасывали с церквей колокола и громили кулаков, что жестокая сталинская индустриализация позволила СССР победить в войне с Германией, что "мирное послевоенное время" было декорацией ядерного кошмара, едва не излившегося на Землю, что "лучшая в мире страна" длиной в 74 года закончилась Афганом, Чернобылем и путчем.
И точно так же я понимаю высказывания людей в ответ мне "Да ты бы там не смог жить, тебя бы сразу поставили на учёт в милиции как неблагополучного смутьяна, у тебя бы не было никакой электрогитары, ты бы не пил кока-колу, не ходил в своих любимых джинсах..." и прочее, и прочее. Да, они правы. Если бы я был не просто "рождённым в СССР", а гражданином Советского Союза, я бы либо был бы крайне непохожим на себя нынешнего, либо изображал бы из себя тихого борца с системой, с которого взятки гладки. И во втором случае наверняка бы радовался развалу Союза, если бы это тоже случилось в такой альтернативной реальности.

Всё так.
И, тем не менее, несмотря на всё вышенаписанное, я что-то не особо радуюсь подъёму ВВП, обилию еды на полках магазинов, выходу iPhone 5G и олимпиаде в Сочи. Я знаю, что в этой стране мне, возможно, предстоит прожить остаток своих дней, жениться, воспитать детей, которые будут знать про сказочную страну с красными звёздами больше по моим рассказам, нежели из окружающей действительности. Я знаю, что внутренняя нерешительность, которая кроется под любовью к Родине и пытается оправдаться ею, вряд ли даст мне уехать куда-то за кордон, чтобы начать там новую жизнь эмигранта.
И сколько бы я ни надеялся, что в конце концов всё станет хорошо единственно возможным образом, что во всём есть плюсы и минусы, а значит, нет худа без добра... часто мне кажется, что если бы героями моего детства были не четверо черепашек-ниндзя, а четверо силуэтов всадников в островерхих будённовках на фоне зардевшегося алым пламенем неба, моя жизнь была бы как минимум не более бесполезной и бессмысленной, чем сейчас.



P.S. И что бы ни говорили про кровавую неразбериху гражданской войны, я рад, что в конце концов одержала верх сторона, у которой были такие песни.



Комментарии
19.02.2014 в 11:55

Нет света без тени - нет тени без света
:) А я на диафильмах смотрела как раз про Кибальчиша и варенье. Гайдая я читала, его ещё было надо обязательно не перепутать с Гайдаром (это было очень тяжело). Кстати, у моей бабушки была целая серия книжек - вообще не помню ни одного автора, но очень хороших - называлась "Библиотека пионера".

Я много читала и смотрела на то советское прошлое; я тоже отношусь к поколению, которое застало ещё кучу советских вещей у себя дома - в той или иной форме. На контакте есть группа "Вы выросли в 90-е, если..." - так там, помимо фантиков от "Лав из" и старых аудиокассет народ выкладывает фото своих красно-синих мячиков и одинаковых неваляшек ("и у меня такая была! с ней случилось то-то")... Странно сознавать, что меня это ещё коснулось, а кого-то - едва затронуло, не говоря уже о современных детях (хотя кому-то частички памяти ещё останутся; мой дом ты видел, а он не единственный такой). Странно, когда друзья говорят тебе, что не видели "Бриллиантовую руку" или "Кавказскую пленницу", которую в твоей семье пересматривали каждый год, "потому что не надоедает" (можно и без кавычек). Ещё страннее - когда говорят, что и не собираются смотреть!..

Но я всегда знала, что советское прошлое ушло. Что за праздник 7 ноября, если его никто не отмечает, а вместо него каждый год ставят что-то новенькое?
К слову, а ты Ленина-то видел?

По теме поста.
Собственно, ты всё уже сказал. Со страниц книг и с экранов кино на нас смотрит не 100% достоверная объективная реальность, а реальность вымышленная, субъективная, пропущенная через чьё-то виденье и желание (+цензуру). Тем не менее, есть, в самом деле, и другой момент - на который жалуются современные представители творческих профессий: всё захватили деньги. Раньше главенствовала пропаганда. Пропаганда - это уже идея, и в целом заряд её изначально положительный. Проблема её в том, что другим идеям она мешает прорваться на поверхность. Сейчас главентсвует коммерция. Это все видят и в нашей стране это проблема. Штаты прекрасно живут с идеей денег, у них это "американская мечта", а у нас выходит непонятная кракозяка... Как-то так.
Не хочу сказать, что все в нашей стране продажны и что искусство умерло и больше не вернётся (ах нет! такого просто не бывает), но основная проблема - эта. Как-то так...

А, да! И вот ещё чего у нас забыли! У нас забыли, как надо любить свою страну!.. Это чуть ли не самое главное, но забыто почти поголовно. Наши люди умеют ей гордиться (возможно, не в лучшем смысле: типа, давайте-ка мы ругать свою страну будем, а вы, бяки-каки заграничные, даже не попробуйте слова сказать супротив неё!), но при этом чем дальше, тем больше разучиваются её любить (последние лет двадцать ругать её учились! теперь в интернетах от иных никакого другого словосочетания, кроме как "эта страна" с негатиным оттенком, - и не встретишь). Никто, как будто, и не понимает, что любовь к стране даёт нации единство, а самой стране - шанс на выживание и развитие. Нелюбимое дело никто не захочет делать. Зачем развивать нелюбимую страну? Надо ехать в любимую! А если любима своя страна, то всё оказывается иначе. Мне можно возразить - дескать, воруют у нас, деньги гребут лопатой не те люди и вообще... Да как её любить-то? А я, вот, смотрю вокруг:
- Бразильцы любят свою страну. Они на подъёме. Они едут в другие страны, учатся, возвращаются и строят своё общество, развивают её. Потому она и становится сильнее.
- Венесуэлу всякие демократичные европейцы ругают, а наши пишут, что у них там тоска и нищета, а венесуэльцы - любят. И лидера своего любят. А если человек любит свою страну, так что его может остановить, что может помешать ему быть счастливым?
- У кубинцев нет денег, но они говорят, что будут любить свою страну, пока светит солнце, будут любить и будут улыбаться!
- Ангола - это же жесть! Полная столица завалена мусором, деньги у богатой верхушки, а большинство жителей не имеет денег. Но спроси, в какой стране лучше жить? В ней!
- Испанцы последнее время стали ругать свою страну. У них кризис, не лучшие времена. Но если они сейчас не остановятся, то их молодёжь разъедется в другие страны (что она уже собирается делать) - и кто будет налаживать обстановку и вытягивать страну наконец из кризиса?.. Они там уже бьют тревогу.
Короче говоря, любовь к Отечеству (как его правильно учат в школе писать с большой буквы ) - это ужасно важная штука. Поддерживать её могут национальная идея; национальный гимн (который обязательно нужно петь и чувствовать единение! А у нас - уже и слова есть, хоть даже и на старую мелодию переделанные всё тем же поэтом; но не поют! И президент - что плохо - не поёт (и дело тут не в слухе или его отсутствии - ведь смог же он исполнить "С чего начинается Родина" и "Блюбери хилл"))...
Лично у меня с Родиной, при этом сложные отношения. Я её люблю и сознаю, что многое мне роднее и лучше дома, при этом... Ну да это не пост про "эту страну", в общем :)
19.02.2014 в 14:21

Everybody has a different way to view the world (c)IM
Katty.,

Гайдая я читала
Гайдая обычно смотрят, а не читают. Ты их нарочно тут перепутала?))

Что за праздник 7 ноября, если его никто не отмечает, а вместо него каждый год ставят что-то новенькое?
ну так в том и дело, что ты, будучи маленьким, читаешь книжку, там написано: праздник! Отмечают! Приходит 7 ноября, а никто ничего и не говорит, и не радуется. Диссонанс в голове ребёнка.)

К слову, а ты Ленина-то видел?
не люблю смотреть на трупы :)

спасибо за комментарий по сабжу, ага.
19.02.2014 в 16:41

Нет света без тени - нет тени без света
Гайдая обычно смотрят, а не читают. Ты их нарочно тут перепутала?))
Нет. Я тупила)
Я говорила про то, что путала Аркадия и Егора Гайдаров. Клмн ё.
А получилась околесица Х)

не люблю смотреть на трупы :)
ггг
Любил бы - стал бы медиком, поди.
А меня водили в детстве... Разок. Ну да этого мне и хватило.
Тяжело было поверить в то, что рассказывали про километровые очереди в Мавзолей. В моё время километровые очереди строили в другое М - в Макдональдс! (да какое там моё - это ведь и твоё время тоже))
19.02.2014 в 19:15

Ту ти ту ту-ту.
необъяснимая тоска по тому миру, который мы не застали.

я считаю, что нам повезло, так как мы знакомы с нашими дедами и прадедами, которые прошли все ссср с начала и до конца. моя бабушка родилась до войны и рассказывала, как они жили в деревне, что было тяжело, голодно, но тем не менее, я никогда лично не слышала, чтобы ветераны войны или труда хаили власть, как нынешнее тп поколение, которому не привили никакого патриотизма и ценностей, но которыми они якобы прикрываются. и иногда обидно, что у нас не работают советские санкции, применяемые к ворам, убийцам, провокаторам и геям.

кстати, Серж, почитай книжки господина Игоря Пыхалова. Очень хорошо приводит доказательства о том, что послесталинская власть и сми провели нехилую политику в том, чтобы обгадить все, что связано с советами.
19.02.2014 в 19:50

Everybody has a different way to view the world (c)IM
Katty.,
Любил бы - стал бы медиком, поди.
я сомневаюсь, что смотреть на трупы любит кто-то, кроме некрофилов. :)))

Ньен Тальвитан,
необъяснимая тоска по тому миру, который мы не застали.
В точку. Как раз сегодня подумал об этом именно в такой формулировке.

иногда обидно, что у нас не работают советские санкции, применяемые к ворам, убийцам, провокаторам и геям
+1. )

почитай книжки господина Игоря Пыхалова
Окей, спасибо за наводку. Ну, к тому, что послесталинская власть ессно начала с развенчивания культа личности Сталина (что как бы хорошо), доказательства особо и не требуются. Дальнейшее более интересно :)
19.02.2014 в 22:26

Нет света без тени - нет тени без света
я сомневаюсь, что смотреть на трупы любит кто-то, кроме некрофилов. :)))
а как же патологоанатомы?
Мир таит много неожиданного.
Одна знакомая-медик рассказывала, что её, например, успокаивает просмотр операции по вырезанию - вот не помню чего, по-моему, какой-то злокачественной опухоли - уж не буду указывать, где именно
19.02.2014 в 22:45

Everybody has a different way to view the world (c)IM
Katty.,
а как же патологоанатомы?
одно от другого... xDDD

Одна знакомая-медик рассказывала, что её, например, успокаивает просмотр операции по вырезанию - вот не помню чего, по-моему, какой-то злокачественной опухоли - уж не буду указывать, где именно
Ну, я думаю, тут уже индивидуально.)
19.02.2014 в 23:50

Нет света без тени - нет тени без света
одно от другого... xDDD
ай-яй-яй!
:laugh:
21.02.2014 в 21:36

Я так хочу чтобы ты, я так хочу чтобы я, дышали одной тишиной и не видели дня (С)
Нравится первая половина поста, не нравится последняя. Всё, что написано в книгах, как правильно подметила Katty, да и в-общем-то в фильмах что показано, пущено и через призму автора и через нехилую призму цензуры. Сейчас живется несладко, ну и в общем-то и тогда свои были проблемы, не все же так как в книгах, как мне кажется, те же самые продовольственные (как ты сказал в конце поста, и с едой, и с техникой и все такое). Сейчас люди рады тому, что имеют то чего не было раньше да и в общем-то чего могло и не быть, то чего сейчас мы не производим, а тогда этого ничего не было и неизвестно появилось бы. И помнится мы как-то с тобой обсуждали, не развались Союз и не будь такого строго занавеса в отношении импорта-экспорта товаров, были бы у нас новые лучшие машины,бытовая техника, да коль ты не так хочешь говорить про такие вещи как ойфон (имея меж тем подобный девайс), можно просто упомяуть небезызвестные Уралы, цензуру на музыку ну и все-все-все. Сейчас у тебя это все есть и ты можешь так говорить, ты этим уже попользовался (вспомним аналогию "Зимой хочется лето, летом хочется зиму"). С чем я согласен в большей степени так это с подъемом духа, как мне кажется сила духа (чем тебе Олимпиада не единение, кстати? Это я язвлю, конечно) единства, октябрята, образование, все дела - это по своему здорово, и я имею удовольствие, просматривая советские фильмы (вот недавно обсуждали отличные же советские комедии например), нравится эстетика, нне хочется думать, что это кино, это в первую очередь картинка. Мне очень нравится "Добро пожаловать или посторонним В" , мне после просмотра фильма в таком лагере вот и хотелось бы побывать. Мне нравятся старые фотографии старой Москвы, советской. Порой себя ловлю на мысли, что я придаю им в голове не только цветовой окрас, но и эмоциональный и это моя альтернативная реальность. Мы, как народ, очень много потеряли (образование, медицина ...), а приобрели, в основном, только импортные материальные блага, вещизм и чревоугодие. Такова цена свободы. Нужна ли нам такая свобода? нужны ли нам такие потери? мы - народ, который ждет и благ и защиты от государства? Только тогда государство думало о людях, а сейчас каждый сам за себя.. Далее идет ненаписанный и ляля-ляля текст про то что мы же единый народ, давайте сплачиваться, давайте требовать от власти чего мы хотим, но все хотят денег ляляля
21.02.2014 в 22:43

Everybody has a different way to view the world (c)IM
Vampire Christ, спасибо за комментарий (мог же и вживую сказать :P )
22.02.2014 в 18:27

Нет света без тени - нет тени без света
Мне очень нравится "Добро пожаловать или посторонним В" , мне после просмотра фильма в таком лагере вот и хотелось бы побывать
:) вот так вот неожиданно!
просматривая советские фильмы (вот недавно обсуждали отличные же советские комедии например), нравится эстетика, нне хочется думать, что это кино, это в первую очередь картинка.
Среди них действительно есть отличные! И превосходные! И много!
И из них - немало с антисоветской начинкой, правдами и неправдами пропущенной на экраны - вспомним фокус с "Бриллиантовой рукой", да и - чего далеко ходить?
"Добро пожаловать или посторонним В" , мне после просмотра фильма в таком лагере вот и хотелось бы побывать
Именно этот замечательный фильм - отличная пародия на советский же режим!
"Каким мы вам лагерей понастроили"...
- костюмы, которые таскаются из одного лагеря в другой (и запрет на альтернативное творчество;туда же - "здесь кольца бросаем, здесь мячи кидаем, здесь кегли на удочку ловим");
- вялый стих про "Наш лагерь" (кстати,Лагерь!);
- заведомо известный приз "Царице полей" (кстати - кукурузе!);
- сам конфликт выбившегося из общей массы мальчика с режимом /лагерем в лице тов.Дынина/;
- и даже название! (привет Железному занавесу)....
Комедия с двойным смыслом. Ве-ли-ко-леп-ная! Но с антисоветским подтекстом - по-любе))
23.02.2014 в 14:36

Я так хочу чтобы ты, я так хочу чтобы я, дышали одной тишиной и не видели дня (С)
Katty., ну вот там атмосфера (ну и неисключено, что я и сам там додумываю чего нибудь), которая там показана очень нравится , про шуточки-то понятно, а в остальном, да, хотелось бы)
25.02.2014 в 00:01

Нет света без тени - нет тени без света
:)

Про атмосферу - согласна. Умели создавать!
Есть в советских фильмах такого плана что-то солнечное...